Аэрозольное пожаротушение

Принцип действия

В основе принципа аэрозольного пожаротушения лежит химический процесс подавления цепных реакций в зоне пламенного горения.

Главным элементом системы аэрозольного пожаротушения являются генераторы огнетушащего аэрозоля, состоящие из твёрдого аэрозолеобразующего заряда, заключённого в металлический корпус, снабжённый системой охлаждения и узлом запуска.

В результате горения заряда, инициируемого пиротехническим импульсом от узла запуска генератора, образуется облако огнетушащего аэрозоля, которое заполняет объем и тушит пожар. Частицы аэрозоля, образующиеся при сгорании заряда, за счёт своего малого размера (5-10 мкм), способны находиться во взвешенном состоянии 30-40 минут.

При достижении в помещении огнетушащей концентрации аэрозоля, резко уменьшается тепловыделение, происходит постепенное снижение температуры газовой среды и горение прекращается.

В течение 10-15 минут после окончания работы генераторов в помещении сохраняется огнетушащая концентрация аэрозоля, что исключает возможность повторного возгорания.

Достоинства аэрозольного пожаротушения

    • Высокая эффективность. По данным исследований, твёрдотопливные аэрозолеобразующие составы (АОС) обладают наибольшей огнетушащей способностью, по сравнению с другими средствами объёмного пожаротушения.
    • Универсальность. Может использоваться там, где невозможно применение альтернативных методов объёмного пожаротушения, например, для защиты неотапливаемых помещений, электрооборудования под напряжением и т.д.
    • Невысокая стоимость. Обладает невысокой стоимостью, по сравнению с другими типами систем пожаротушения.
    • Простота монтажа. Не требует установки дополнительного оборудования и подвода коммуникаций.
    • Не требуют последующего обслуживания. Генераторы огнетушащего аэрозоля не нуждаются в перезарядке и постоянно готовы к действию.
    • Не наносит вреда защищаемому объекту. Как помещению, так и находящимся в нём материальным ценностямаэрозоль не нанесёт ущерба. Осевший в виде порошка аэрозоль легко удаляется с поверхности.
    • Экологически безвредно. Не вредит озоновому слою планеты.

Сравнительная таблица характеристик аэрозольных, газовых и порошковых составов, применяемых при объёмном пожаротушении:

АэрозольГазПорошок
Углекислый газ, CO2ХладоныИнертный газ
Огнетушащая концентрация, кг/м30,04-0,060,6-0,70,22-0,370,6-0,80,6-0,7
Объем герметичного помещения, защищаемый 1 кг ОТВ, м317-251,25-1,72,7-4,50,25-1,71,4-2,0
Температура эксплуатации +/- 0С-60/+60-35/+50-50/+50-50/+50-50/+50
Влияние на человекаВлияние на имуществоВлияние на окружающую среду
АэрозольМожет использоваться в присутствии человека в допустимых концентрациях и при соблюдении мер предосторожностиНе наносит вредаБезопасен для окружающей среды, не способствует разрушению озонового слоя
Вода и пенаНеобходимы специальные средства защитыПриводит к порче имущества вследствие большого содержания воды, к коррозии металлических элементов, выходу из строя электроники.Осадок сложно удалить, пена ядовита
Углекислый газ, СО2В огнетушащей концентрации крайне опасен для человекаОбразующийся конденсат может повредить электроникуВыброс СО2 при тушении пожара гораздо выше выброса из других источников
Инертные газыМогут вызвать нарушение снабжения мозга кислородомБезвредныБезвредны
ХладоныЗапрещены к применению в присутствии человекаБезвредныОпасны, способствуют разрушению озонового слоя.

Области применения генераторов огнетушащего аэрозоля

    • производственные, административные здания, складские помещения, хранилища, офисы, лаборатории и т.д.
    • помещения электрораспределительных устройств, трансформаторные подстанции
    • электрические шкафы, кабельные тоннели, коммутационные сборки, помещения технологических операторных и счетно-вычислительной техники и другие помещения с электроустановками и электрооборудованием
    • крытые автостоянки, гаражи
    • квартиры, жилые дома, дачи, временные жилые помещения модульного типа (вагончики, фургоны)
    • транспортные средства: защита отсеков автобусов и троллейбусов, наземного железнодорожного транспорта, автомобилей специального назначения, морской и речной транспорт